Фильмы Россельхознадзора
 
 

Главная > Деятельность> Земельный контроль

Земельный контроль

  • Полномочия Россельхознадзора в сфере земельного надзора
    • Предмет государственного надзора Регламентируется приказом Минсельхоза РФ от 30.01.2012 № 96 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОСТАВЕ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ»
      Предметом осуществления госземнадзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства требований охраны и использования земель.
       При осуществлении госземнадзора используются сведения государственного кадастра недвижимости, государственного мониторинга земель, производственного земельного контроля, налоговых органов, органов внутренних дел, органов федеральной миграционной службы, проводятся обмеры земельных участков, фотосъемка, составляются фототаблицы.
      Права и обязанности должностных лиц при осуществлении
      государственного надзора
       
       Россельхознадзор и его территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением:
      а) выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения  лодородия земель сельскохозяйственного назначения";
      б) выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
      в) выполнения мероприятий по защите земель от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами.
       Должностные лица, осуществляющие государственную функцию, имеют право:
      а) уведомлять в письменной форме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о результатах проверки, выявленных нарушениях требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с осуществлением государственного земельного надзора;
      б) давать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений при осуществлении государственной функции;
      в) рассматривать дела об административных правонарушениях при осуществлении государственной функции, применять штрафные санкции в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
      г) передавать материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении установленного законодательством Российской Федерации, в компетентные органы для рассмотрения вопроса о привлечении таких лиц к уголовной ответственности.
      Должностные лица, осуществляющие государственную функцию, обязаны использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, не разглашать представляющие государственную, военную и коммерческую тайну сведения служебного и иного характера, которые могут стать им известны при осуществлении государственной функции.
  • Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору
    •  
       Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, имеют право:
      - на досудебное обжалование действий (бездействия) и решений, осуществленных (принятых) должностными лицами Россельхознадзора при осуществлении государственной функции;
      - обратиться в Россельхознадзор лично или направить письменное обращение;
      - получать информацию о ходе рассмотрения обращения;
      - получать информацию и документы, необходимые для обоснования обращения.
      Лица, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, обязаны:
      соблюдать требования и нормы законодательства Российской Федерации в сфере земельного законодательства.
      Лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному надзору, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  • Описание результата исполнения государственной функции
    •  
       Конечными результатам проведения проверок при осуществлении госземнадзора являются:
      1) выявление и принятие мер по устранению нарушений земельного законодательства, установление отсутствия состава правонарушений;
      2) исполнение нарушителями земельного законодательства предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;
      3) привлечение виновных лиц к административной ответственности.
      Последовательность действий при осуществлении государственной функции приведена в приложении N 2.
       В случае выявления при осуществлении надзора нарушений лицами, использующими земли, требований земельного законодательства, надзор за соблюдением которых не входит в компетенцию Россельхознадзора (территориальных органов), о выявленных нарушениях в срок не позднее десяти рабочих дней сообщается в соответствующий контрольно-надзорный орган (направляются документы, свидетельствующие о нарушениях).
       Юридическими фактами завершения исполнения государственной функции являются:
      - составление акта проверки;
      - внесение представления;
      - выдача предписания;
      - административное приостановление деятельности лица, использующего земли, на срок до девяноста суток;
      - возбуждение дела об административном правонарушении;
      - привлечение к административной ответственности;
      - направление в суд заявления о приостановлении деятельности лица, использующего земли;
      - подготовка и направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушения лицами, использующими земли, требований земельного законодательства, надзор за соблюдением которых не входит в компетенцию Россельхознадзора (территориальных органов).
  • Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами Россельхознадзора положений регламента
    •  Россельхознадзор организует и осуществляет текущий контроль за исполнением государственной функции территориальными органами.
      Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение жалоб, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, подготовку решений на действия (бездействие) должностных лиц Россельхознадзора, его территориальных органов.
      Формами контроля за соблюдением исполнения административной процедуры являются:
      - проводимые в установленном порядке проверки ведения делопроизводства;
      - проведение в установленном порядке контрольных проверок.
      Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании полугодовых или годовых планов работы Россельхознадзора) и внеплановыми. При проведении проверки могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением государственной функции (комплексные проверки), или по конкретному обращению заявителя.
  • Ответственность землепользователей предусмотренная КоА ПРФ на 01.10.2016г
    • Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами
      Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
       
      Статья 8.6. Порча земель.
      1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
      2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
       
      Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.
      1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
      (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ)
      2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
       
      Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
      2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
      2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
       
      Статья 10.9. Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта.
      Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
       
      Статья 10.10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем.
      1. Нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
      2. Повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
      3. Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
       
  • Нормативные документы
    1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
    2. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
    3. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
    4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
    5. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
    6. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота"
    7. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. N 112 "Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов"
    8. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору"
    9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору"
    10. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области биологической и химической безопасности Российской Федерации"
    11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689 "О государственном земельном контроле"
    12. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю"
    13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
    14. Приказ Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"
    15. Приказ Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 "Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды"
Дополнительную консультацию можно получить с 09-00ч. до 18-00 в рабочие дни по телефону:
8 (423) 2-96-37-63